|
|
Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОНЦЕРН (РОСАВТОТРАНС) ГИПРОАВТОТРАНС ЗАКАЗ 5050 ОБЩЕСОЮЗНЫЕ НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ОНТП-01-91/РОСАВТОТРАНС
Москва - 1991 г, РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ КОНЦЕРН (РОСАВТОТРАНС) ОБЩЕСОЮЗНЫЕ НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ОНТП-01-91/РОСАВТОТРАНС Утверждены протоколом концерна "Росавтотранс" от "07" августа 1991 г. №3 Согласовано: с Госстроем СССР от 21.05.91 г. №8/8-8; ГУПО МВД СССР от 17.10.90 г.; № 7/6/1205; Минздравом СССР от 01.10.90 г. №142-12/1248; ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог от 17.05.90 №ОТ-290; Госкомприродой СССР от 10.10.90 г. № 09-2-8/1365. Москва - 1991 г. ВРЕМЕННОЕ СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕпо корректировке нормативных требований, представленных в ОНТП 01-91, МГСН 5.01-94 и касающихся разработки разделов по охране окружающей среды при проектировании стоянок легковых автомобилей Учитывая специфические условия эксплуатации легковых автомобилей в г. Москве и накопленный опыт проектирования строительства автостоянок с учетом требований, изложенных в различных нормативных и руководящих документах (ОНТП-0191/Росавтотранс, МГСН 5.01.94* и Пособия к МГСН 5.01.94* Выпуск 1, Правительство Москвы; и др.), с целью упорядочения и оптимизации расчетов выбросов в атмосферу и вентиляции помещений автостоянок предлагается руководствоваться следующими уточнениями: 1. Определение выбросов в атмосферу от автомобилей производить по методике, изложенной в ОНТП 01-91, Приложение 5, при этом учитывать следующие исходные данные: 1.1 Удельные выбросы загрязняющих веществ (СО; СН; NОХ) при расчетах в проектах строительства гаражей до 2005 г. следует принимать по данным таблицы 4 приложения 5 ОНТП 01-91 по показателям 2000 года. Показатели режимов содержания автомобилей в стоянках при определении валовых выбросов принимать по табл. 5 МГСН 5.01-94* с учетом коэффициента усреднения за год, равного 0,5. 1.2 Удельные выбросы диоксида серы (SO2) принимать по данным таблицы, приведенной ниже
Примечания: 1. Вид топлива: Б - бензин, Д - дизельное топливо 2. Для газобаллонных автомобилей (сжатый газ) удельное значение выбросов SO2 уменьшаются на 10 % 3. Коэффициент влияния режима движения принимать равным 1,0 4. Данные (**) приведены для случая размещения на стоянках транспорта указанных видов. Для. СО, СН, NОХ удельные выбросы принимать по показателям 2000 г., расчет выбросов проводить по ОНТП 01-91 1.3 Определение количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при регулировке двигателя на автомобиле в гаражных условиях (без ремонта двигателя) производить при следующих условиях: - регулировка производится при различных оборотах двигателя на холостом ходу в течение 10 мин., что эквивалентно пробегу автомобиля 1,7 км при средней скорости 10 км/час; - количество регулировок определяется технологическим расчетом (кратное ТО-2), но не реже 1 раза в месяц для каждого автомобиля; - регулировка производится только при наличии шлангового отсоса. При этом возможный прорыв выхлопных газов в помещение следует принимать не более 10%. 1.4. Для открытых автостоянок количество въездов и выездов следует принимать соответственно 15 и 25 %. 2. Расчет вентиляции гаражей-стоянок производить при следующих исходных данных: 2.1. Воздухообмен в гаражах-стоянках индивидуального (личного) транспорта определяется расчетом при усредненном значении количества въездов и выездов соответственно равным 2 и 8% от общего количества машиномест. При этом концентрация оксида углерода (СО) следует принимать 20 мг/м3. Значение воздухообмена не должно составлять менее 150 м3/час на одно машиноместо. 2.2. Воздухообмен в гаражах-стоянках кратковременного хранения при офисах и общего назначения определяется расчетом по максимальным значениям количеств въездов и выездов, указанных в таблице 5 к МГСН 5.01.94*. При этом концентрацию оксида углерода (СО) следует принимать в зависимости от продолжительности пребывания людей, но не более 1,0 часа, руководствуясь данными технологической части проекта и ГОСТа "Санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны" (12.1.05-88). 2.3 Для подземных гаражей-стоянок вместимость более 25 машиномест предусматривать установку резервного приточного или вытяжного вентилятора. Указанные выше данные необходимо учитывать при экспертизе проектной документации.
Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП-01-91/Росавтотранс разработаны арендным предприятием Гипроавтотранс, Москва (Л.А. Маслов - руководитель темы) с участием арендных предприятий Гипроавтотранса в г.г. Ленинграде и Воронеже. С введением в действие ОНТП-01-90 утрачивают силу ОНТП-01-86/Минавтотранса РСФСР, утвержденные приказом Минавтотранса РСФСР от 6.03.86 г. №33.
Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта следует соблюдать при разработке технологических решений проектов на строительство новых; реконструкцию, расширение и техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений, предназначенных для организации межсменного хранения, технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) подвижного состава, включая автомобили с двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, сжиженном нефтяном (СНГ) и сжатом природном газе (СПГ). Настоящие нормы должны соблюдаться на всех стадиях проектирования, а также при разработке предпроектных материалов. Требования настоящих норм распространяются на следующие типы предприятий автомобильного транспорта: автотранспортные предприятия с полным объемом работ ТО и ТР подвижного состава АТП; эксплуатационные и производственные филиалы автотранспортных предприятий (объединений) с неполным объемом работ ТО-ТР подвижного состава; базы централизованного технического обслуживания (БЦТО), производственно-технические комбинаты (ПТК), централизованные специализированные производства (ДСП), функционирующие на региональном уровне и выполняющие работы для подвижного состава, эксплуатируемого в других предприятиях, автотранспортные цехи, промышленных и других предприятий; станции технического обслуживания легковых автомобилей; гаражи-стоянки для хранения подвижного состава; грузовые автостанции и терминалы.
пункты периодического освидетельствования баллонов и испытания топливных систем автомобилей, работающих на СПР и СНГ(ППБ). Настоящие нормы следует использовать также при разработке проектов отдельных зданий и сооружений различного функционального назначения, входящих в состав АТП, эксплуатационных и производственных филиалов, БЦТО, ПТК, гаражей-стоянок. В табл.1¸3, 49, 61 приведены рекомендуемые при проектировании параметрические ряды предприятий, зданий и сооружений автомобильного транспорта. При технико-экономическом обосновании (ТЭО), или технико-экономическом расчете (ТЭР), а также в случаях, оговоренных заданием на проектирование, допускаются изменения параметров по характеристике и мощности объектов, указанных в таблицах. Категории помещений и сооружений по взрывопожарной и пожарной опасности и классы взрывоопасных и пожароопасных зон по ПУЭ следует принимать в соответствии с перечнем, утвержденным Минавтотрансом РСФСР. Категории зданий по взрывопожарной и пожароопасности следует определять по ОНТП-24-86 МВД СССР. Отнесение работающих на предприятиях к группам производственных процессов следует принимать в соответствии с перечнем, утвержденным Минавтотрансом РСФСР по согласованию с отраслевым профсоюзом и Минздравом СССР. При проектировании зданий и сооружений, кроме настоящих норм, следует руководствоваться также другими действующими нормативными документами и инструкциями, утвержденными или согласованными Госстроем СССР, Госкомприродой СССР, Минздравом СССР, а также стандартами ССБТ. Нормы не распространяются на проектирование автотранспортных предприятий Министерства обороны СССР, КГБ СССР и МВД СССР. 1. АВТОТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ И ПРОИ3ВОДСТВЕННЫЕ ФИЛИАЛЫ АТП, ПРОИЗВОДСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ КОМБИНАТЫ, БАЗЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРОИЗВОДСТВАПараметрический ряд предприятий:1.1. Номенклатура и группировка автотранспортных предприятий по назначению и по мощности для различных типов подвижного состава приведена в таблице 1.
1.2. Номенклатура и группировка отдельных зданий и сооружений по назначению, мощности (размерному ряду), входящих в состав автотранспортных предприятий, приведена в табл. 2.
1.3. Номенклатура пунктов периодического освидетельствования. баллонов и испытания топливных систем автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе приведена в табл. 3.
Режим работы подвижного состава, основного и вспомогательного оборудования (сменность работы)1.4. Время работы подвижного состава, с учетом подготовителъно-заключительного времени, если оно не оговорено заданием на проектирование, следует принимать по данным табл. 4.
1.5.Режим возвращения и выпуска подвижного состава следует принимать для АТП и эксплуатационных филиалов по данным табл. 5.
Примечание: количество подвижного состава, возвращающегося (выезжающего) в часы "пик" следует принимать в размере 70 % от эксплуатационного числа автомобилей. 1.6. Режим работы производств для различных типов предприятий следует принимать по табл. 6.
Примечание: Большее число дней работы в году и смен работы в сутки следует принимать для АТП, эксплуатационных и производственных филиалов мощностью 300 и более грузовых автомобилей, а также АТП ведомственного транспорта. Расчетные нормативы периодичности и трудоемкости ТО и ТР подвижного состава, численность работающих1.7. Производительность труда в производстве ТО и ТР подвижного состава (количество автомобилей, приходящихся на одного производственного рабочего) следует определять по расчетным нормативам, приведенным в настоящем разделе. При реконструкции предприятий расчетные нормативы периодичности ТО, пробега до КР (ресурса), трудоемкостей и простоя в ТО и ТР, указанные в табл. 8, 9, 10 и 11, для существующего парка подвижного состава следует принимать по действующим "Положениям о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта". Классификация подвижного состава автомобильного транспорта приведена в табл. 7.
1.7.1. В соответствии с "Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта" в процессе эксплуатации к подвижному составу применяются следующие виды технических воздействий: ежедневное техническое обслуживание (ЕО); первое техническое обслуживание (ТО-1); второе техническое обслуживание (ТО-2); сезонное техническое обслуживание (СО); текущий ремонт (ТР); капитальный ремонт агрегатов и узлов (КР). 1.7.2. Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) подразделяется на ЕОс, выполняемое ежесуточно и ЕОт, выполняемое перед ТО-1, ТО-2 и ТР, связанным с заменой агрегатов. 1.7.3. Сезонное техническое обслуживание (СО) подвижного состава, связанное с его подготовкой к эксплуатации в зимний и летний период и проводимое 2 раза в год, совмещается с проведением очередного технического обслуживания - ТО-2 и ТО-1 и как отдельно планируемое техническое воздействие при расчете не принимается. 1.7.4. Капитальный ремонт агрегатов и узлов грузовых и легковых автомобилей, а также капитальный ремонт автобусов на базе готовых агрегатов в автотранспортных предприятиях, рассматриваемых в настоящих нормах, не производится, его выполнение следует предусматривать по кооперации в специализированных авторемонтных предприятиях. 1.7.5. Нормативы периодичности ТО подвижного состава для II-ой категории условий эксплуатации следует принимать не менее величин, приведенных в табл. 8. Ресурс пробега подвижного состава - не менее величин, приведенных в табл. 9.
1.7.6. Продолжительность простоя подвижного состава в ТО и ремонте следует принимать не более величин, приведенных в табл. 10. 1.8.Трудоемкости ТО и ТР подвижного состава следует принимать не более величин, приведенных в табл. 11.
Примечания: 1.Продолжительности простоя подвижного состава в ТО и ТР учитывают замену в процессе эксплуатации агрегатов и узлов, выработавших свой ресурс. 2. Коэффициент технической готовности для прицепов и полуприцепов следует принимать равным коэффициенту технической готовности автомобилей-тягачей, с которыми они работают.
Примечания: 1. трудоемкости ЕОт следует принимать равными 50% от трудоемкости ЕОс. 2. Трудоемкости ЕОс предусматривают выполнение уборочно-моечных работ с применением комплексной механизации. При количестве технологически совместимых автомобилей в предприятии менее 50 допускается проведение моечных работ ручным методом, при этом нормативы трудоемкости, приведенные в таблице, следует принимать с коэффициентом 1,3¸1,5. 1.8.1 Периодичность и трудоемкость ТО и ТР подвижного состава следует корректировать в зависимости от следующих условий с помощью коэффициентов: Категории условий эксплуатации подвижного состава - К1 Модификации подвижного состава и организации его работы - К2 Природно-климатические условия эксплуатации подвижного состава - К3 Количество единиц технологически совместимого подвижного состава - К4 Способа хранения подвижного состава - К5 Для целей проектирования корректирование нормативов в зависимости от пробега подвижного состава с начала эксплуатации не производится. 1.8.2. Результирующий коэффициент корректирования нормативов определяется как произведение отдельных коэффициентов для следующих показателей: периодичности ТО К1´К3 ресурса пробега до КР К1´К2´К3 трудоемкости ТО К2´К4 трудоемкости ТР К1´К2´К3´К4´К5 Примечания: 1. Нормативы для карьерных автомобилей-самосвалов в зависимости от категорий условий эксплуатации, модификации и условий работы корректировке не подлежат. 2. Результирующие коэффициенты корректирования периодичности ТО и ресурса не должны быть менее 0,5. 1.8.3. Числовые значения коэффициентов К1 корректирования нормативов в зависимости от категории условий эксплуатации подвижного состава приведены в табл. 12.
Примечание: откорректированные значения ресурса и периодичности ТО следует округлять до целых десятков километров с учетом кратности между собой и кратности среднесуточному пробегу. 1.8.4. Числовые значения коэффициентов К2 корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы приведены в табл. 13.
1.8.5. Численно значения коэффициентов К3 корректирования нормативов в зависимости от климатических условии эксплуатации подвижного состава приведены в табл.14.
Примечание: Корректирование периодичности, трудоемкости ТР и ресурса подвижного состава в районах с высокой агрессивностью окружающей среды для целей проектирования не производится. 1.8.6. Числовые значения коэффициентов К4 корректирования нормативов трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества единиц технологически совместимого подвижного состава (прил. 1) приведены в табл. 15.
Трудоемкость ЕО не подлежат корректировке коэффициентом К4. 1.8.7. В зависимости от способов хранения подвижного состава трудоемкости ТР следует корректировать с помощью коэффициента К5: при открытом хранении - 1,0 при закрытом хранении - 0,9 1.8.8. Распределение объемов ТО и ТР по видам работ следует принимать по данным табл. 16.
Примечания: 1. Распределение объема работ ЕО приведено применительно к выполнению моечных работ механизированным методом. 2. В разделе "Участковые работы" для легковых автомобилей в числителе указаны объемы работ для автомобилей общего назначения, в знаменателе - для автомобилей-такси. 3. Дополнительные объемы работ по ЕО для газобаллонных автомобилей следует распределять: контроль на КПП - 50% на посту выпуска (слива) газа - 50% по ТР газовой системы питания: постовые работы - 75% в том числе снятие и установка баллонов - 25% участковые работы - 25% 4. Для специализированного подвижного состава, оснащенного дополнительным оборудованием, распределение объемов работ ТО и ТР следует производить с учетом специфики выполняемых работ. 1.8.9. Трудоемкости работ по замене агрегатов и узлов грузовых автомобилей особо большой грузоподъемности на ПТК следует принимать по табл. 17.
1.8.10. Трудоемкость разборки автомобиля особо большой грузоподъемности после списания следует принимать не более 28 чел. ч. 1.8.11. Норматив трудоемкости работ по переосвидетельствованию автомобильных баллонов для СПГ следует принимать не более 0,48 чел. ч. на 1 баллон, для СНГ - не более 3,0 чел. ч., на испытание одного автомобиля с баллонами СПГ - не более 5 чел. ч. 1.9. Численность эксплуатационного персонала (водителей, кондукторов, экспедиторов) определяется отношением номинального годового фонда времени работы автомобилей с учетом подготовительно-заключительного времени к эффективному годовому фонду времени работающих - штатная численность и к номинальному годовому фонду времени работающих - явочная численность. Численность производственных рабочих определяется отношением годового объема работ к эффективному годовому фонду времени работающих - штатная численность и к номинальному годовому фонду времени работающих - явочная численность, Годовые фонды времени рабочих, номинальные и эффективные, приведены в приложении 3. 1.10. Численность вспомогательных рабочих устанавливается в процентном отношении от штатной численности производственных рабочих и принимается в количестве, указанном в табл. 18. Распределение численности вспомогательных рабочих по видам работ в зависимости от типа предприятий следует принимать по данным табл. 19.
Примечание: к указанной в таблице численности вспомогательных рабочих дополнительно следует предусматривать: рабочих для обслуживания очистных сооружений сточных вод численностью по одному человеку на каждые 75 м3/сутки сточных вод; рабочих для заправки автомобилей топливом и маслом (по заданию на проектирование), по два человека на каждые 250 автомобилей списочного состава; рабочих для изготовления технологического оборудования и оснастки (по заданию на проектирование численностью 10% от общего количества производственных рабочих.
Примечания: 1. Для централизованной организации ремонта и обслуживания технологического оборудования, оснастки и инструмента, ремонта и обслуживания инженерного оборудования, сетей и коммуникаций, а также системы материально-технического снабжения предприятий, численность персонала соответствующей службы вспомогательного производства может быть сокращена на 50%. 2. Работы по обслуживанию очистных сооружений и ТЗП процентным соотношением по видам работ не учитываются. Рабочие по обслуживанию и ремонту очистных сооружений должны суммироваться со вспомогательными рабочими по графе "Ремонт и обслуживание инженерного оборудования, сетей и коммуникаций". 1.11. Численность персонала управления предприятием (кроме эксплуатационной и производственно-технической служб), численность младшего обслуживающего персонала и пожарно-сторожевой охраны в зависимости от мощности предприятия и типа подвижного состава следует принимать по данным табл. 20. 1.11.1. Для производственных автотранспортных объединений, как правило, в одном из производственных филиалов следует предусматривать центральный аппарат управления - общее руководство, планово-производственный отдел, отдел труда и заработной платы, бухгалтерию отдел материально-технического снабжения, отдел кадров, административно-хозяйственный отдел, отдел главного механика, производственно-технический отдел, отдел управления производством и отдел технического контроля численностью, рассчитанной на количество. и объем работ ТО и ТР подвижного состава, агрегатов, узлов, деталей, младший обслуживающий персонал и пожарно-сторожевая охрана. 1.11.2. В эксплуатационных филиалах производственных объединений следует предусматривать руководство филиалом, отдел эксплуатации, диспетчерскую и гаражную службы, численностью, рассчитанной на количество закрепленного за филиалом подвижного состава, персонал управления производством и технического контроля, рассчитанный на количество и объем работ ТО и ТР подвижного состава, младший обслуживающий персонал и пожарно-сторожевая охрана. 1.11.3. Для обслуживающих автотранспортных предприятий (БЦТО, ПТК, ЦСП), мастерских, отдельных зданий для ТО и ТР подвижного состава персонал эксплуатационной службы предусматривать не следует. Численность остального персонала должна приниматься в зависимости от количества обслуживаемого и ремонтируемого подвижного состава. 1.11.4. Численность персонала эксплуатационной службы в зависимости от количества автомобилей в предприятии и коэффициента выпуска автомобилей на линию следует принимать по данным табл. 21.
Примечания: 1. При организации в регионе центральной машиносчетной станции численность персонала бухгалтерии и отдела эксплуатации автотранспортного предприятия должна быть сокращена на 30%, но составлять не менее 2-х чел по каждой функции. 2. При организации в регионе централизованного обслуживания и ремонта технического оборудования, оснастки и инструмента, а также инженерного оборудования сетей и коммуникаций, численность персонала службы главного механика автотранспортного предприятия должна быть сокращена на 30%, но составлять не менее 1-го чел. 3. При организации в регионе службы централизованного управления производством и маркетинга численность персонала отдела управления производством автотранспортного предприятия должна быть сокращена на 20%, но составлять не менее 1-го чел. 4. Для АТП с количеством автомобилей до 15 должность ИТР и служащих не предусматривается, от 16 до 21 автомобилей - 1 механик, от 26 до 50 автомобилей - начальник гаража, механик, диспетчер и бухгалтер.
1.11.5. Численность персонала производственно-технической службы в зависимости от количества автомобилей в предприятии и численности производственных рабочих следует принимать по данным табл. 22.
1.11.6. Распределение персонала по функциям управления эксплуатационной службы приведено в табл. 23, производственно-технической службы - в табл. 24.
1.11.7. Численность персонала, не относящегося к аппарату управления, следует принимать, человек:
Основные положения организации труда, прогрессивные технологические процессы и оборудование1.12. Организацию технологического процесса в автотранспортных предприятиях следует осуществлять в соответствии с "Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта", с учетом требований комплексной программы научно-технического прогресса отрасли до 2000 г. 1.13. Развитие производственно-технической базы следует осуществлять, как правило, на основе схем развития отрасли с учетом широкой кооперации, централизации и специализации ТО и ТР подвижного состава на региональном уровне. При организации специализированных производств следует соблюдать принципы создания единых технологических комплексов, включенных в выполнение взаимоувязанных видов работ при производстве ТО и ТР подвижного состава. Принцип централизации, кооперации и специализации производства ТО и ТР подвижного состава на региональном уровне следует реализовывать, как правило, на базе реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий. Примерное распределение объемов работ по поддержанию подвижного состава на региональном уровне приведено в табл. 25. На рис. 1, 2, 3 приведены принципиальные схемы технологических процессов для различных типов автотранспортных предприятий и специализированных производств. 1.14. При разработке конкретных технологических решений отдельных производственных зон и участков следует руководствоваться "Типовыми проектами организации труда на производственных участках автотранспортных предприятий", разработанных "Центроргтрудавтотрансом".
Рис.1 Рис. 2 Рис. 3 1.15. Для выполнения разборочно-сборочных и регулировочных работ следует предусматривать индивидуальные универсальные неспециализированные рабочие посты, примерное соотношение которых приведено в табл. 26.
Примечания. 1. Специализированные рабочие посты следует предусматривать при их расчетном количестве 0,9 и более. 2. Приведенные процентные соотношения количества рабочих постов уточняются технологической частью проекта. 3. Для автопоездов при расчетном количество рабочих постов для шиномонтажных работ 2 и более допускается предусматривать поточные линии. 1.16. Для выполнения сварочно-жестяницких и деревообрабатывающих работ следует предусматривать индивидуальные специализированные рабочие посты, размещаемые в соответствующих производственных участках. Производство окрасочных работ в зависимости от типа подвижного состава и расчетного количества рабочих постов должно предусматриваться на специализированных индивидуальных постах или поточных линиях. При этом минимальное количество постов поточной линии, включая пост сушки подвижного состава после окраски, должно составлять не менее 2-х. Допускается выполнение подготовительных и окрасочных работ на одном рабочем посту. При расчетном количестве каждого из указанных постов менее 0,5 данные виды работ следует предусматривать по кооперации на других предприятиях или специально оговариваться заданием на проектирование. 1.17. При разработке технологической части проекта следует использовать типовые технологические процессы ТО и ремонта подвижного состава автомобильного транспорта, разработанные научными организациями с применением прогрессивной технологии и оборудования. 1.18. Номенклатуру и количество оборудования следует принимать по "Табелю технологического оборудования и специализированного инструмента для АТН, БЦТО и ПАТО", разработанному НИИАТом, "Нормокомплектам технологического оборудования для зон и участков АТП различной мощности", разработанных Центроавтотехом, которые могут быть использованы также при оснащении оборудованием ПТК и ЦСП с учетом видов работ, выполненных на данном предприятии и численности работающих в максимально загруженной смене. При оснащении технологическим оборудованием ППБ следует руководствоваться основными положениями по разработке проектов пунктов для переосвидетельствования баллонов для СПГ и СНГ, разработанными НИИАТом. Примечание: Модели технологического оборудования, рекомендуемые "Табелем…", должны уточняться по номенклатурным каталогам заводов-изготовителей, а также типажом перспективных типов гаражного оборудования, намечаемого к производству заводами ПО "Росавтоспецоборудование" и др. ведомствами. Нормы расчета площади производственных и складских помещений1.19. Площадь помещений и сооружений (открытых площадок) для хранения подвижного состава, а также площадь помещений для постов ТО и ТР должна определяться в зависимости от расчетного количества автсмобнле-мест хранения, рабочих и вспомогательных постов ТО и ТР и мест ожидания, размеров подвижного состава и норм размещения, в зависимости от категорий автомобилей, приведенных в приложении 2. 1.20. Расчет количества рабочих постов должен производиться раздельно для каждой группы технологически совместимого подвижного состава и раздельно по видам работ ТО и ТР. 1.20.1. Минимальное количество рабочих постов по видам работ ЕОс, кроме механизированных моечных, следует производить по формуле: где: ТСГ - годовой объем ЕОс, чел. ч.; К% - процентное отношение вида работ ЕСс (см. табл.16); КР - коэффициент резервирования постов для компенсации неравномерной загрузки, табл. 27; ДРГ - число рабочих дней в году; С - число смен в течение суток, выполнение работ по ЕОс; s - продолжительность выполнения в течение смены работ по видам ЕОс, ч.; Р - численность рабочих, одновременно работающих на одном посту, чел. (табл. 28); КИСП - коэффициент использования рабочего времени поста (табл. 29). Количество механизированных моечных и сушильных постов определяется по формуле: где АС - списочное количество подвижного состава, ед., КТ - коэффициент технической готовности подвижного состава; Т - продолжительность работы (принимается равной продолжительности возвращения подвижного состава в предприятие, табл. 5); КП - коэффициент "пикового" возврата подвижного состава, (КП = 0,70); АЧ - часовая пропускная способность моечного оборудования принимается по паспортной характеристика.
1.20.2. Минимальное количество рабочих постов по ЕОт следует производить по формуле: (1.3) где: ТТГ - годовой объем работ ЕОт, чел. ч.; ТТГ=ТТ(АТО-1+АТО-2)´КТР, где: ТТ - разовая трудоемкость ЕОт, чел. ч.; АТО-1+АТО-2 - годовое количество ТО-1 и ТО-2; КТР - коэффициент, учитывающий выполнение ЕОт при ТР, связанным с заменой агрегатов (КТР=1,6); КИСП, КР, ДРГ, С, s, р - имеют те же значения, что и в формуле (1.1), но применительно к режиму выполнения ЕОт. 1.20.3. Выполнение работ ЕО (ЕОс и ЕОт) следует, как правило, предусматривать в двух зданиях (помещениях): для моечно-уборочных работ; для всех прочих работ. При реконструкции и расширении предприятия для выполнения моечно-уборочных работ ЕО, как правило, следует использовать здания механизированных моек; для выполнения прочих работ ЕОс строительство нового здания следует предусматривать только при отсутствии возможности приспособления для выполнения этих работ существующих зданий. 1.20.4. Минимальное количество постов ТО-1 и ТО-2, общего и углубленного диагностирования, разборочно-сборочных и регулировочных работ ТР, сварочно-жестяницких, деревообрабатывающих и малярных работ следует определять по формуле:
где: ТГ - годовой объем работ, чел. ч.; КР - коэффициент резервирования постов (табл. 27); ДРГ - число рабочих дней в году; С - число смен работы в сутки; s - продолжительность смены, ч.; Р - численность одновременно работающих на одном посту, чел. (табл. 28); КИСП - коэффициент использования рабочего времени поста (табл. 29). При определении количества рабочих постов общего диагностирования следует суммировать объем контрольно-диагностических работ ТО-1 и 50% объема контрольно-диагностических работ ТР. При определении количества рабочих постов углубленного диагностирования следует суммировать объем контрольно-диагностических работ ТО-2 и 50% объема контрольно-диагностических работ ТР. При расчете количества постов ТО-1 и ТО-2 из общего объема работ следует вычитать объем контрольно-диагностических работ. 1.20.5. При суммарном расчетном количестве постов общего и углубленного диагностирования, равном и меньшем единицы, эти работы допускается проводить на одном посту с применением универсального оборудования и переносных диагностических приборов. При расчетном коэффициенте загрузки диагностических постов различного назначения, равном менее 0,75, допускается на этих постах проведение регулировочных работ. 1.20.6. Первое и второе техническое обслуживание, а также общее диагностирование, могут проводиться на поточных линиях, индивидуальных проездных или тупиковых специализированных постах. Поточный метод обслуживания и диагностирования рекомендуется при следующих условиях: для ТО-1 и общего диагностирования одиночных автомобилей при расчетном количестве рабочих постов 3 и более, автопоездов - 2 и более; для ТО-2 одиночных автомобилей при расчетном количестве рабочих постов 4 и более, автопоездов - 3 и более. Допускается на одних и тех же рабочих постах предусматривать выполнение ТО-1 и ТО-2 автомобилей или автопоездов с организацией работ в разные смены суток. При выполнении ТО-1 и ТО-2 в разные смены суток допускается выполнение смазочно-очистительных операций на общих специализированных рабочих постах. При расчетном количестве рабочих постов общего диагностирования, равным менее 0,5, допускается размещать диагностическое оборудование на поточной линии ТО-1. Углубленное диагностирование автомобилей должно проводиться на индивидуальных специализированных рабочих постах. 1.21. Количество вспомогательных постов контрольно-пропускного пункта определяется по формуле: , (1.5) где: АС - списочное количество подвижного состава, ед.; КТ - коэффициент технической готовности подвижного состава; Т - продолжительность работы (принимается равной продолжительности возвращения, подвижного состава в предприятие, табл. 5); КП - коэффициент "пикового" возврата подвижного состава, (КП=0,70); АЧ - часовая пропускная способность одного поста (табл. 30).
1.22. Число мест ожидания подвижного состава перед ТО и ТР следует принимать: для поточных линий технического обслуживания - по одному для каждой поточной линии; для индивидуальных постов технического обслуживания, диагностирования, текущего ремонта - 20% от количества рабочих постов. При наличии в предприятии закрытой стоянки подвижного состава, а также для природно-климатических районов умеренно-теплого, умеренно-теплого влажного, теплого влажного, жаркого сухого места ожидания в помещении постов ТО и ТР предусматривать не следует; для очень жаркого сухого района места ожидания следует предусматривать под навесом на территории предприятия. 1.23. Число автомобиле-мест хранения подвижного состава должно приниматься по списочному количеству подвижного состава в предприятии за вычетом рабочих постов ТО и ТР, мест ожидания перед ТО и ТР, а также автомобилей, находящихся в капитальном ремонте, в постоянных длительных командировках и автомобилей, постоянно работающих в 3-ю смену. Способы хранения подвижного состава в зависимости от климатических и эксплуатационных условий следует предусматривать в соответствии с приложением 4. 1.24. Высота помещения для хранения. подвижного состава от пола до низа выступающих строительных конструкций и до низа подвесного оборудования и коммуникаций должна быть на 0,2 м больше высоты наиболее высокого подвижного состава, но не менее 2,0 м. Высота помещения для рабочих постов ТО и ТР подвижного состава от пола до низа выступающих строительных конструкций должна определяться в зависимости от высоты обслуживаемого подвижного состава, наличия и типа подъемно-транспортного оборудования и оснащения рабочих постов или приниматься согласно приложению 2 табл. 8. 1.25. Площадь производственных помещений участковых работ должна определяться по нормам расстановки оборудования в зависимости от площади, занятой оборудованием и коэффициентов плотности расстановки оборудования, согласно приложению 2 табл. 6 и 7. Принятая общая площадь производственных помещений участковых работ не должна иметь отклонения от расчетной более чем на ±10%. Коэффициенты загрузки основного технологического оборудования должны составлять не ниже:
1.26. Нормативы площади складских помещений АТП, эксплуатационных и производственных филиалов, БЦТО и ПТК, установлены исходя из продолжительности хранения материалов и запасных частей, приведенной в табл. 31.
Примечания. 1. Для автотранспортных предприятий, расположенных в отдаленных районах или местах нерегулярного снабжения, допускается увеличивать продолжительность хранения запасных частой и материалов, но не более чем в 2 раза. 2. При организации в регионе централизованной системы материально-технического снабжения и при наличии центральных оборотных складов, продолжительность хранения запасных частей и материалов, кроме топлива, для АТМ следует уменьшить в 2 раза. 1.26.1. Площади складских помещений и сооружений АТП определяется произведением удельных нормативов, приведенных в табл. 32, на численность подвижного состава и на корректирующие коэффициенты в зависимости: КС1 - от среднесуточного пробега подвижного состава; КС2 - от численности технологически совместимого подвижного состава; КС3 - от типа подвижного состава; КС4 - от высоты складирования; КС5 - от категорий условий эксплуатации. Результирующий коэффициент корректирования определяется как произведение отдельных коэффициентов.
Примечания. 1. Площади складских помещений и сооружений для эксплуатационных и производственных филиалов, БЦТО, ПТК и ЦСП с учетом их централизованного материально-технического обеспечения на региональном уровне следует принимать с коэффициентом 0,6 от указанных в таблице. 2. Площадь топливозаправочного пункта или площадки для размещения передвижных, топливозаправочных средств следует определять исходя из нормативного расхода топлива, продолжительности запаса и норм размещения, приведенных в ВСН-01-89 Минавтотранса РСФСР. 3. Площадь складирования дегазированных баллонов на ППБ, поступивших и прошедших переосвидетельствование, следует принимать не более 9,5 м2/100 автомобилей в год. 1.26.2. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от среднесуточного пробега приведены в табл. 33.
1.26.3. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от количества технологически совместимого подвижного состава приведена в табл. 34.
1.26.4. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от типа подвижного состава приведены в табл. 35.
1.26.5. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от высоты складирования приведены в табл. 36.
1.26.6. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от категорий условий эксплуатации приведены в табл. 37.
Уровень механизации и автоматизации производственных процессов ТО и ТР, удельный вес рабочих, занятых ручным трудом в АТП1.27. Уровень механизации и автоматизации производственных процессов ТО и ТР и удельный вес рабочих, занятых ручным трудом в АТП следует определять в соответствии с действующей "Методикой оценки уровня и степени механизации и автоматизации производств ТО и ТР подвижного состава автотранспортных предприятий" МУ-200-РСФСР-13-0087-87, Минавтотранс РСФСР, М.1987 г. 1.28. Уровень механизации и автоматизации производств должен быть не ниже значений: для АТП комплексных - 30-40% для эксплуатационных филиалов - 25-30% для производственных филиалов - 35-42% для БЦТО и ПТК - 40-45% для ЦСП - 45-50% 1.29 Удельный вес рабочих (кроме водителей), занятых ручным трудом в целом по АТП не должен превышать 70-60%. Примечание: Меньшие значения показателей уровня механизации и автоматизации приведены для АТП меньшей мощности. Нормы расхода воды, электроэнергии, тепла, сжатого воздуха, эксплуатационных материалов, запасных частей1.30. Удельные нормы расхода воды, потребляемой и сточной, по типам автотранспортных предприятий приведены в табл. 38.
1.30.1. Суточные расходы воды предприятием определяются по удельным показателям, приведенным в табл. 38 и корректирующим коэффициентам в зависимости: КВ1 - от мощности предприятия; КВ2 - от типа подвижного состава; КВ3 - от наличия прицепного состава. 1.30.2. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от мощности предприятия, кроме предприятий для карьерных автомобилей-самосвалов, приведены в табл. 39.
1.30.3. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от типа подвижного состава приведены в табл. 40.
1.30.4. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от наличия прицепного состава приведены в табл. 41.
1.30.5. Процентное соотношение потребления воды оборотной, химичёской, питьевой, а также расхода сточных вод на различные производственные и хозяйственные нужды в АТП приведено в табл. 42.
Примечание: Числовые значения показателей, указанных в таблице дробью приведены в числителе - для АТП со списочным составом до 500 ед., в знаменателе - для АТП со списочным составом свыше 500 ед. 1.31. Удельные нормы установленной мощности электропотребителей и коэффициентов спроса для определения трансформаторной мощности приведены в табл. 43.
1.31.1. Нормы установленной мощности электропотребителей корректируются в зависимости: КЭ1 - от мощности предприятия; КЭ3 - от типа подвижного состава и наличия прицепов (см. табл. 40 и 41) 1.31.2 Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от мощности предприятий приведены в табл. 44.
1.32. Удельные нормы расхода тепла для различных типов предприятий приведены в табл. 45.
Примечания: Для смешанного парка автомобилей удельные показатели расхода тепла на вентиляцию следует принимать по интерполяции. 2. Для зданий в легких металлических конструкциях показатель расхода тепла на отопление следует умножить на коэффициент 0,98. 3. Для АТП легковых автомобилей и автобусов расход тепла указан при закрытом хранении. 4. Для АТП грузовых автомобилей расход тепла указан при открытом хранении автомобилей с воздухоподогревом. 5. Расход тепла при газовом подогреве приведен при использовании подогревателей типа "Малютка" с расходом газа 0,1-0,4 м3/ч. 1.32.1. Нормы расхода тепла на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение корректируются в зависимости: КТ1 - от мощности предприятия; КВ2, КВ3 - от типа подвижного состава и наличия прицепов (см. табл. 40 и 41); КТ2 - от расчетной наружной температуры воздуха. 1.32.2. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от мощности предприятия приведены в табл. 46.
1.32.3. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха приведены в табл. 47.
1.33. Удельные нормы расхода сжатого воздуха по типам автотранспортных предприятий приведены в табл. 48.
Примечание: Для всех типов предприятий (кроме ППБ) с газобаллонными автомобилями расход сжатого воздуха следует принимать с коэффициентом 1,25. 1.33.1. Нормы расхода сжатого воздуха, приведенные в табл. 48, корректируются в зависимости: КСВ1 - от мощности предприятия; КВ2, КВ3 - от типа подвижного состава и наличия прицепов (см. табл. 40 и 41). 1.33.2. Числовые значения корректирующих коэффициентов в зависимости от мощности предприятия принимаются по табл. 49.
Примечание: Удельный расход сжатого воздуха учитывает все потребности, включая хранение подвижного состава и резервирование мощности (производительности) компрессорного оборудования 1.34. Нормы расхода материалов и запасных частей для выполнения транспортной работы и поддержания подвижного состава в технически исправном состоянии при определении эксплуатационных затрат следует принимать: топлива - по линейным нормам расхода, утвержденным Госпланом СССР с учетом надбавок на объем выполняемой транспортной работы, работу автомобилей с прицепами, работу подвижного состава в зимнее время, передвижение подвижного состава внутри предприятия и т.п.; масел и смазочных материалов - по временным нормам расхода для автомобильного транспорта, утверждённым Госпланом СССР (расход определяется в литрах на 100 литров общего расхода топлива без учета надбавок на продолжительность эксплуатации подвижного состава); автомобильных шин - по гарантийным нормам пробега в км с учетом общего годового пробега всех колес подвижного состава без учета запасных колес; запасных частей, материалов - (в том числе кислорода и ацетилена) и инструмента - по ведомственным нормам расхода, утвержденным в установленном порядке Министерствами и ведомствами; двигателей и агрегатов - по Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта, Минавтотранса РСФСР; М., 1986 г. Утилизация попутных материалов и вторичных ресурсов1.35. Хранение металлически отходов производства из черных металлов (выбракованные детали; узлы и агрегаты автомобилей, листовая обрезь, стружка) следует предусматривать на открытых площадках с твердым покрытием, оборудованных стеллажами, ларями, ящичной тарой в соответствии с ГОСТ 2787-86. Количество" отходов из черных металлов следует принимать в размере 60% от веса списываемого автомобиля. Хранение отходов производства из цветных металлов, а также утильных деталей, сдача которых обязательна при получении новых (аккумуляторные батареи, блоки цилиндров, головки блоков, подшипники и пр.), следует предусматривать в закрытых помещениях. Отходы цветных металлов, в т.ч. свинцовый глет, должны храниться по группам в соответствии с ГОСТ 1639-78. Хранение неметаллических отходов производства (бумага, пластические массы и пр.) следует предусматривать на открытых площадках с твердым покрытием, оборудованных соответствующей тарой. Их утилизация должна предусматриваться по согласованию с местными органами санитарного надзора Расстояние от площадок для хранения неметаллических отходов производства до зданий и сооружений АТП следует принимать не менее 15 м. 1.36. Отработавшие моторные и трансмиссионные масла автомобилей подлежат сбору, хранению и отгрузке для их последующей регенерации на специализированных предприятиях согласно "Временной инструкции по сбору ,приему, хранению, рациональному использованию и транспортировке отработанных нефтепродуктов", утвержденной Госснабом СССР. Смешение отработавших моторных и трансмиссионных масел в резервуарах и трубопроводах не допускается. Допускается установка одного насоса для отгрузки отработавших моторных и трансмиссионных масел с раздельными системами трубопроводов. Устройство для отгрузки отработавших масел должно обеспечивать возможность удобного заполнения автоцистерн и других передвижных емкостей. 2. СТАНЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ (СТОА) И ГАРАЖИ-СТОЯНКИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВЛАДАЛЬЦЕВ.Параметрический ряд предприятий2.1. Номенклатура и группировка СТОА и гаражей-стоянок по назначению и размерному ряду приведена в табл. 50.
Примечания: по целевому назначению и характеру производственной деятельности различают следующие типы СТОА: а) комплексного обслуживания (все виды ТО и ТР) б) специализированного обслуживания (диагностические, ремонта и регулировки тормозов, ремонта приборов системы питания и электрооборудования, ремонта и зарядки аккумуляторных батарей, ремонта кузовов, моечные), - гарантийного обслуживания, - самообслуживания, совмещенные с автозаправочными станциями. 2. В количество рабочих постов, определяющих размеры станции, кроме постов ТО и ТР, входят посты уборочно-моечных работ, предназначенные для автомобилей, поступающих в обслуживание и ремонт на станцию, а также дополнительные рабочие посты (противокоррозионной защиты, коммерческой мойки, предпродажной подготовки автомобилей). Режим работы производства (сменность работы)2.2. Рекомендуемый режим работы производства по оказанию услуг населению по ТО и ТР легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, следует принимать по табл. 51.
2.3. Номинальные и эффективные трудовые фонды времени работы технологического оборудования и рабочих постов ТО и ТР легковых автомобилей следует принимать по данным приложения 3. Производительность труда и трудоемкость ТО и ТР. Численность работающих2.4. Производительность труда (количество обслуживаемых автомобилей в год на одного производственного рабочего) следует определять расчетом как соотношение количества комплексно обслуживаемых автомобилей в год к численности производственных рабочих. 2.5. Нормативы трудоемкости ТО и ТР автомобилей на 1000 км пробега разовые в зависимости от типов автомобилей, для городских и дорожных СТОА следует принимать не более величин, приведенных в табл. 52.
Примечания. 1. Трудоемкости уборочно-моечных работ и работ по антикоррозийному покрытию автомобилей в показатели удельной трудоемкости ТО и ТР на 1000 км пробега автомобилей (графа 2) не включаются. 2. Работы по противокоррозионной защите автомобилей рекомендуется предусматривать для СТОА с числом рабочих постов 15 и более, если указанные работы не оговорены заданием на проектирование. 2.6. Частоту заездов на СТОА и гараж-стоянку следует принимать по данным табл. 53.
Примечание: В числителе приведено количество заездов на ТО и ТР, в знаменателе - на посты мойки автомобилей. 2.7. Нормативы трудоемкости ТО и ТР автомобилей, указанные в графе 2 таблицы 52, следует корректировать в зависимости от размера СТОА, определяемой количеством рабочих постов, а также климатических районов эксплуатации автомобилей. Нормативы разовой трудоемкости на 1 заезд, указанные в графах 3, 4, 5, 6 указанной таблицы в зависимости от размеров СТОА и климатических условий эксплуатации автомобилей, не корректируются. Числовые значения коэффициентов корректирования трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества рабочих постов на СТОА следует принимать:
Числовые значения коэффициентов корректирования трудоёмкости ТО и ТР автомобилей в зависимости от климатических условий следует принимать по данным табл. 14, по числовым значениям коэффициентов для ТР с применением их для ТО и ТР легковых автомобилей, обслуживаемых СТОА. 2.6. Примерное распределение трудоемкости ТО и ТР автомобилей по видам работ на городских СТОА следует принимать по данным табл. 54.
|