|
|
Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ МОСКОМАРХИТЕКТУРА
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПРЕДИСЛОВИЕ1. РАЗРАБОТАНЫ: ГУЛ МНИИП «Моспроект-4» (архитекторы Любомудрова К Л., Кряжевских М.А., инженер Тихомирова И.Б.). 2. ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ И ИЗДАНИЮ: Управлением перспективного проектирования, нормативов и координации проектно-изыскательских работ Москомархитектуры. 3. СОГЛАСОВАНЫ: Департаментом образования города Москвы, Москомархитектурой. 4. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ: приказом Москомархитектуры от 12.08.2005 № 107 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕДетский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее ДД) является самостоятельным типом общеобразовательного учреждения стационарного типа для детей и подростков, сирот и оставшихся без попечения родителей или родственников в раннем возрасте. Это учреждение создает оптимальные условия для социальной адаптации, воспитания, образования, оздоровления и профессиональной ориентации воспитанников. Назначением ДД является обеспечение условий, максимально приближенных к домашним, для воспитания, образования, психологической, медицинской, бытовой и социальной реабилитации детей и подростков, оставшихся без попечения родителей и родственников. 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.1.1. Настоящие «Рекомендации» разработаны в развитие нормативных документов по проектированию и строительству, действующих на территории г. Москвы. Их положения распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих ДД. 1.2. Настоящие «Рекомендации» устанавливают основные положения и требования к размещению, участку, территории, архитектурно-планировочным решениям и инженерному оборудованию ДД. 1.3. Проектирование ДД должно вестись в соответствии с положениями настоящих «Рекомендаций», а также требованиями нормативно-методических документов в строительстве, действующих на территории г. Москвы. 2. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ.В настоящих Рекомендациях приведены ссылки на следующие нормативно-методические документы: СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения»; СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»; НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования»; СНиП 41-01-2003 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»; СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение»; СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий»; СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий»; СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению в жилых и общественных зданиях»; СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества»; СН 441-72* «Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений»; МГСН 4.06-03 «Общеобразовательные учреждения»; МГСН 4.15-98 «Общеобразовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; МГСН 1.01-99 «Нормы и правила проектирования, планировки и застройки г. Москвы», МГСН 4.12-97 «Лечебно-профилактические учреждения»; МГСН 2.06-99 «Естественное, искусственное и совмещенное освещение»; МГСН 2.01-99 «Энергосбережение в зданиях»; МГСН 4.07-96 «Дошкольные учреждения»; «Рекомендации по проектированию образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи», М., 2000 г.; «Рекомендации по проектированию сети и зданий детских внешкольных учреждений для г. Москвы», вып. 1, 2, 3, М, 1997г.; «Пособие по проектированию учреждений здравоохранения к СНиП 2.08.02-89*»; «Проектирование бассейнов» Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89*; «Проектирование клубов» Справочное пособие к СНиП 2.08.02-89*. 3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.3.1. Основной целью деятельности ДД является формирование интеллектуально и духовно богатой, физически и нравственно сформировавшейся, гуманистически ориентированной личности, готовой к осознанному выбору и освоению профессии, а также своего места в обществе, обладающей трудовыми навыками, способствующими самостоятельной последующей жизни. 3.2. Основными задачами ДД являются: - создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; - обеспечение социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; - создание условий для разработки и реализации индивидуальных воспитательных и образовательных программ, обеспечивающих разноуровневый и индивидуальный подход в обучении и воспитании; - создание основы для осознанного выбора профессии; - создание условий для реализации программ дополнительного образования, способствующих максимальному развитию творческих и потенциальных возможностей детей; - обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников; - обеспечение охраны прав и интересов воспитанников. 3.3. Предметом деятельности ДД является: - организация питания и проживания воспитанников в соответствии с установленными нормами; - осуществление мер по социальной адаптации воспитанников к предстоящей самостоятельной жизни; - организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным и дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников; - организация развивающего досуга (культурное и эстетическое развитие, оздоровление и занятия спортом); - организация мероприятий, направленных на формирование законопослушного поведения воспитанников. 3.4. Контингент воспитанников ДД составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от 3 до 18 лет с нормальным интеллектом. 3.5. Структура и состав помещений ДД должны быть рассчитаны на использование городской социальной инфраструктуры. Воспитанники ДД должны обслуживаться муниципальными общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования, учреждениями начальной профессиональной подготовки (УПК), культурно-массовыми и спортивными учреждениями и т.п. 3.6. ДД в зависимости от организации жилой группы подразделяются на: - ДД традиционного типа (далее ДД-1), в котором проживание воспитанников организуется по групповому (поло-возрастному) принципу, т.е. жилая группа рассчитана на проживание одновозрастных однополых воспитанников. Оптимальная вместимость жилой группы -10 детей; - ДД семейного типа (далее ДД-2), в котором организация работы строится по принципу проживания воспитанников в «семье». «Семья» состоит из детей разного пола и возраста при условии постоянного пребывания «мамы»-воспитателя. Оптимальная вместимость жилой группы - не более 7 детей, в том числе 2-3 ребенка дошкольного возраста. 3.7. ДД в зависимости от наличия в составе группы помещений общего образования подразделяются на: - ДД без указанной группы помещений с обслуживанием воспитанников находящимися в непосредственной близости муниципальными общеобразовательными учреждениями (далее ДД-3); - ДД с указанной группой помещений, дающей возможность обучать воспитанников по установленными воспитательным и общеобразовательным программам (далее ДД-4). 3.8. Оптимальная вместимость ДД - 50-70 мест. 3.9. Состав и площади помещений ДД должны определяться заданием на проектирование в соответствии с Разделом 5 настоящих Рекомендаций. 4. ПОЛОЖЕНИЯ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ, УЧАСТКУ И ТЕРРИТОРИИ.4.1. ДД следует размещать в селитебной зоне города. ДД-4 следует размещать вблизи общеобразовательных школ с учетом радиуса пешеходной доступности. 4.2. Здания ДД следует размещать на обособленных земельных участках. 4.3. Площадь участка ДД принимается из расчета не менее 140-160 м2 на 1 воспитанника с учетом размещения на участке площадок и сооружений оздоровительного и досугового характера. 4.4. В составе территории участка ДД предусматриваются следующие зоны: - учебная и общественная; - проживания; - физкультурно-оздоровительная; - медицинского изолятора; - хозяйственная. 4.5. Размеры и состав зон участков в зависимости от объемно-планировочного решения уточняются в процессе проектирования с учетом положений настоящего раздела. 4.6. В зоне размещения функциональных блоков учебного и общественного назначения рекомендуется предусматривать мощеную площадку для массовых сборов воспитанников из расчета 0,8 м2 на 1 воспитанника. 4.7. В зоне проживания рекомендуется предусматривать прогулочную территорию, оборудованную газонами, цветниками, навесами, скамейками для отдыха и т.п. 4.8. В физкультурно-оздоровительной зоне рекомендуется предусматривать игровые и спортивные площадки, теневые навесы для отдельных групп детей. Площадь игровых площадок следует принимать 6-8 м2 на 1 воспитанника из расчета одновременного присутствия всех детей дошкольного возраста и 40-50% детей школьного возраста. Площадки должны иметь травянисто-песчаный покров. На игровых площадках для детей дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется предусматривать следующее оборудование: качели, качалки, грибки, скамейки для отдыха, песочные дворики с ящиками для хранения песка, столы для игр с песком, а также оборудование для развития всех основных видов движения (для лазания, скатывания, перелезания). Теневые навесы - 2 м2 на 1 место - должны примыкать к игровым площадкам и быть рассчитаны на проведение игр в плохую погоду, а также на возможность проведения занятий с детьми на воздухе. Теневые навесы должны иметь дощатый пол и ветрозащитные стенки с двух-трех сторон. 4.9. В составе физкультурно-оздоровительной зоны для воспитанников среднего и старшего школьного возраста рекомендуется предусматривать: - баскетбольную и волейбольную площадки; - гимнастическую площадку (15×16 м); - комбинированную площадку для спортивных игр, метания мяча и прыжков (60×40 м). Состав и количество физкультурных площадок определяются в каждом конкретном случае заданием на проектирование. В зимнее время на территории физкультурных площадок рекомендуется организовывать каток. 4.10. Медицинский изолятор должен иметь самостоятельный выход на участок и подъездные пути, обеспечивающие возможность проезда специального медицинского транспорта для госпитализации заболевших. 4.11. Хозяйственная зона должна размещаться со стороны производственных помещении пищеблока. На ее территории допускается размещать гараж с мастерскими, навесы для инвентаря и оборудования, мусоросборники и т.п. Отапливаемый гараж рекомендуется проектировать на 3 машины (1 - легковая, 1 - грузовая типа «газель», 1-автобус) и использовать как для хозяйственных нужд учреждения, так и для обучения автоделу воспитанников. В составе гаража допускается предусматривать мастерскую. 4.12. Площадь озеленения территории участка должна составлять не менее 50% от общей площади участка. Озеленение участка включает групповые и рядовые посадки деревьев и кустарников, декоративные растения, цветники и газоны. Во избежание снижения освещенности в помещениях, кустарники следует высаживать не ближе 5 м, а деревья - 10 м от здания. 4.13. Земельный участок должен иметь ограждение высотой 1,5-2 м в соответствии с требованиями СН 441-72*. 4.14. На участок ДД должно быть предусмотрено не менее двух въездов (один - хозяйственный). 4.15. Планировка участка должна обеспечивать подъезды пожарных машин ко всем зданиям и блокам, а также объезды вокруг них в соответствии с СНиП 21-01-97*. Подъезды должны иметь твердое покрытие и ширину не менее 3 м. 4.16. Участок ДД должен быть освещен в соответствии с требованиями СНиП 23-05-95*. 4.17. Для автомашин сотрудников ДД следует предусматривать открытую стоянку за пределами ограждаемой территории в соответствии с требованиями МГСН 1.01-99. 5. ПОЛОЖЕНИЯ ПО АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫМ РЕШЕНИЯМ И ИНЖЕНЕРНОМУ ОБОРУДОВАНИЮ.Общие положения. 5.1. В состав ДД входят следующие функциональные группы помещений: - вестибюльная; - проживания; - общего образования; - социально-бытовой адаптации; - досуговая и физкультурно-оздоровительная; - медицинская; - медицинского изолятора; - питания; - административно-хозяйственная. Архитектурно-планировочные решения ДД должны учитывать требования функционального зонирования помещений с учетом осуществляемой в них деятельности. 5.2. Основными функциональными требованиями к планировочной организации здания ДД являются требования обособления, изоляции и, одновременно, удобных технологических и коммуникационных связей между отдельными группами помещений. Допускается предусматривать проходы через отдельные функциональные группы помещений, исключая помещения групп проживания, общего образования и медицинского изолятора. Функциональная связь различных групп помещений может осуществляться через общее коммуникационное пространство. 5.3. Общая функционально-планировочная схема ДД представлена на Рис. 1. 5.4. Объемно-планировочная структура здания должна обеспечивать оптимальные условия осуществления протекающих в нем функциональных процессов, отражать специфику учреждения и обеспечивать соответствующие условия эксплуатации и необходимую связь с участком. 5.5. При проектировании помещений ДД рекомендуется пользоваться планировочными схемами отдельных помещений, приведенными в Приложении к настоящим Рекомендациям. Рекомендуемые площади помещений в зависимости от конкретных планировочных и конструктивных решений могут быть откорректированы (уменьшены или увеличены) не более чем на 15%. 5.6. Функциональные группы помещений могут размещаться в корпусах или блоках, непосредственно примыкающих друг к другу или соединенных отапливаемыми переходами. В случае непосредственного примыкания корпусов (блоков) должны предусматриваться пожарные отсеки площадью не более 5000м2, разделяемые противопожарными стенами 1-го типа (в соответствии с требованиями СНиП 21-01-97*), а из каждого пожарного отсека должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов, один из выходов допускается предусматривать в соседний блок.
Рис. 1. Функционально-планировочная схема ДД.1. Вестибюльная группа помещений. 2. Помещения проживания. 3. Помещения питания. 4. Помещения общего образования. 5. Досуговая и физкультурно-оздоровительная группа помещений. б. Помещения социально - бытовой адаптации. 7. Медицинская группа помещений. 8. Медицинский изолятор. 9. Административно-хозяйственная группа помещений. Условные обозначения: Функциональные связи:
Коммуникационное пространство:
5.7. Здания ДЦ не должны превышать 4 этажей при условии размещения помещений, рассчитанных на использование дошкольниками, не выше 3 этажа. 5.8. Ширина лестничных маршей должна быть не менее 1,35 м. Лестничные марши должны быть оборудованы поручнями на разной высоте (0,9 м и 0,7-0,75 м) в соответствии с положениями МГСН 4.15-98. Ширину дверей помещений группы проживания и административно-хозяйственного назначения следует принимать 0,8 м; в помещениях остальных групп - не менее 0,9 м. Ширину коридоров во всех группах помещений, рассчитанных на работу с детьми, следует принимать не менее 2,2 м; а в группе помещений административно-хозяйственного назначения следует принимать не менее 1,4 м. Ширина рекреационных помещений в группе помещений общего образования должна приниматься не менее 4 м. 5.9. Высота наземных этажей здания ДД должна быть не менее 3,3 м (от пола до пола вышележащего этажа). Высота зрительного зала принимается по технологическим требованиям, высота спортзала и бассейна - 6 м (до низа несущих конструкций). 5.10. Внутренняя отделка помещений ДД должна быть выполнена из материалов, разрешенных для применения органами государственного санитарного надзора, допускающих влажную уборку, а также применение дезинфицирующих средств. 5.11. В помещениях рекреаций и холлах рекомендуется организовывать уголки релаксации с зелеными насаждениями, фонтанчиками, аквариумами и живыми уголками. 5.12. Естественное, искусственное и совмещенное освещение в помещениях следует проектировать в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. 5.13. Рабочие места в учебных помещениях, а также в помещениях мастерских и кружковых должны иметь естественное освещение с КЕО не менее 1,5 на поверхности столов и освещаться боковым с левой стороны светом. Для организации мобильных форм (групповых и индивидуальных) ведения занятий необходимо предусматривать равномерное освещение по всей рабочей плоскости в помещении за счет дополнительного верхнего света или дополнительного искусственного освещения в глубине помещения. 5.14. Допускается не предусматривать естественного освещения: - в зрительном зале; - в коммуникациях и коридорах, не являющихся рекреационными помещениями; - в умывальных, душевых и уборных при спортивном зале, тренажерном зале, бассейне; - в санитарных узлах для персонала, комнатах личной гигиены женщин; - в радиоузле; - в столовой для персонала; - в кладовых инвентаря, комнатах хранения уборочного инвентаря; - в помещениях технических служб. В зависимости от архитектурно-планировочного решения допускается проектировать с искусственным освещением санитарные узлы для детей и подростков в группе проживания (при соблюдении необходимой кратности обмена воздуха). 5.15. Санитарные узлы и туалетные комнаты в ДД проектируются с учетом специфики работы каждого подразделения в соответствии с положениями МГСН 4.15-98, МГСН 4.06-03, СП 2.4.990-00. Внутренний водопровод и канализацию следует проектировать в соответствии с СНиП 2.04.01-85*. Санитарные узлы для персонала следует размещать поэтажно. В состав оборудования санитарных узлов следует включать унитаз и умывальник. Кабины личной гигиены для женщин (персонала) рекомендуется размещать в административно-хозяйственной группе помещений. В состав оборудования кабин входят: унитаз, умывальник, биде. 5.16. В комнатах хранения уборочного инвентаря следует предусматривать умывальник и слив. Данные помещения следует размещать поэтажно, кроме случаев, оговоренных особо в настоящих Рекомендациях. 5.17. Инсоляцию помещений, в которых находятся дети, следует предусматривать в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01. 5.18. Отопление и вентиляцию зданий следует проектировать в соответствии с требованиями СНиП 41-01-2003, МГСН 2.01-99. 5.19. Энергоснабжение, электрооборудование, электрическое освещение здания и наружное освещение территории следует предусматривать в соответствии с требованиями МГСН 2.06-99, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, МГСН 2.01-99. 5.20. Проектирование зданий должно осуществляться с учетом принципов максимального энергосбережения в соответствии с требованиями МГСН 2.01-99. 5.21. Здания следует проектировать не менее II степени огнестойкости в соответствии с СНиП 21-01-97*. 5.22. В зданиях должна быть предусмотрена автоматическая пожарная сигнализация в соответствии с требованиями НПБ 88-2001. Перечень помещений, в которых необходимо предусматривать автоматическую пожарную сигнализацию, следует определять в соответствии с МГСН 4.06-03 и МГСН 4.15-98. Сигнал о срабатывании системы АПС (автоматической пожарной сигнализации) выводится в помещение с круглосуточным пребыванием персонала. 5.23. На путях эвакуации из здания должно быть предусмотрено аварийное и эвакуационное освещение, проектируемое в соответствии с требованиями СНиП 21-01-97* и СНиП 23-05-95*. Вестибюльная группа помещений. 5.24. Состав и площади помещений вестибюльной группы ДД определяются заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади приведены в таблице 5.1. 5.25. Вход во все блоки различных групп помещений, как правило, осуществляется через вестибюльную группу. 5.26. Гардероб для верхней одежды персонала и посетителей рекомендуется предусматривать в отдельном помещении при вестибюле. 5.27. В состав вестибюльной группы рекомендуется включать комнату свиданий воспитанников с посетителями. 5.28. В состав вестибюльной группы следует включать пост дежурного администратора с помещением для отдыха. 5.29. Входы в вестибюль и служебные входы в здание следует оборудовать тамбурами. Рекомендуемые состав и площади помещений вестибюльной группы.
Помещения проживания. 5.30. Состав и площади помещений проживания определяются заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади приведены в таблице 5.2. 5.31. Помещения проживания следует размещать в корпусе или блоке, непосредственно примыкающем к блокам других групп помещений или соединенном с ними теплым переходом. 5.32. Интерьеры и оборудование помещений проживания должны быть максимально приближены к домашним. 5.33. Помещения проживания в ДД-1 рекомендуется проектировать в виде изолированных секций, организованных по возрастному принципу, и состоящих из двух жилых групп на 10 воспитанников каждая. Количество секций в ДД-1 определяется заданием на проектирование в зависимости от общего количества воспитанников ДД. 5.34. В состав жилой секции ДД-1 входят: - две жилые группы; - бытовая комната; - кладовая хранения сезонной одежды; - комната дежурного воспитателя; - санитарный узел персонала; - комната хранения уборочного инвентаря. В состав оборудования комнаты дежурного воспитателя следует включать диван, кресло, стол, стул. В составе помещений секции, рассчитанной на проживание детей дошкольного возраста, при обосновании допускается размещение кабинета логопеда (см. таблицу 5.6. настоящих Рекомендаций) и мастерской ручного труда для дошкольников (см. таблицу 5.4. настоящих Рекомендаций). В секции для детей школьного возраста при обосновании допускается размещение кабинета психолога (см. таблицу 5.6. настоящих Рекомендаций). 5.35. В состав жилой группы ДД-1 для детей дошкольного возраста входят: - раздевальная, оборудованная шкафом для сушки одежды и обуви, а также встроенными шкафами для раздельного хранения верхней одежды и обуви; - две спальные комнаты на 5 мест (см. Приложение, Рис. П.1.), которые проектируются из расчета 3 м2 на 1 воспитанника и оборудуются кроватями и детскими стульями по числу воспитанников, а также стулом воспитателя; - игровая - комната групповых занятий (см. Приложение, Рис. П.2.), в оборудование которой следует включать: мягкую мебель, столик для телевизора и видеомагнитофона, столы и стулья по количеству воспитанников, стеллажи для хранения пособий, игр и игрушек. При проведении групповых занятий (психотерапевтических, ситуационных игр и т.п.) столы могут быть составлены в один; - санитарный узел, который следует оборудовать из расчета: 5 детских умывальников, 4 детских унитаза в открытых кабинах с перегородкой-экраном; - душевая, которую следует оборудовать: 2 душевых поддона с душевой сеткой на гибком шланге, 1 полотенцесушитель, 2 ногомойки, скамья для раздевания, вешалка для одежды; - гардеробная для хранения одежды воспитанников, оборудованная секционными шкафами с количеством секций по числу детей в группе. При обосновании допускается организация питания дошкольников в жилых группах на площади игровой - комнаты групповых занятий. В этом случае в состав помещений группы следует включать буфетную с моечной посуды, оборудованную шкафом для хранения столовой посуды, 2-гнездовой мойкой, столом, шкафом для сушки посуды. 5.36. В состав жилой группы ДД-1 для детей школьного возраста входят: - раздевальная, оборудованная шкафом для сушки одежды и обуви, а также встроенными шкафами для раздельного хранения верхней одежды и обуви; - две спальные комнаты на 2 места (см. Приложение, Рис. П.4.); - две спальные комнаты на 3 места (см. Приложение, Рис. П.3.); - комната приготовления уроков, в состав оборудования которой следует включать ученические столы со стульями по количеству воспитанников, стол воспитателя со стулом; - комната тихого отдыха (см. Приложение, Рис. П.5.), в состав оборудования которой следует включать мягкую мебель, журнальный столик, столик для телевизора и видеомагнитофона; - санитарный узел; - душевая; - гардеробная для хранения одежды воспитанников, оборудованная секционными шкафами с количеством секций по числу детей в группе. Спальные комнаты следует проектировать из расчета 6 м2 на I воспитанника. В оборудование спальных комнат следует включать: кровати, тумбочки, стулья по количеству проживающих в комнате. В жилой группе для девочек в спальных комнатах следует предусмотреть зеркало. В ДД-4 в составе жилой группы для школьников комнаты приготовления уроков не предусматриваются, т.к. в этом случае приготовление уроков осуществляется в общеобразовательной группе помещений. В состав оборудования санитарного узла следует включать: 4 унитаза в закрывающихся кабинах, 4 умывальника. В санитарном узле для мальчиков следует предусмотреть 2 писсуара. При санитарном узле для девочек следует предусматривать комнату личной гигиены, оборудованную биде, умывальником, унитазом. В состав оборудования душевой следует включать: 2 душевых поддона с душевыми сетками на гибком шланге в закрывающихся кабинках, 1 полотенцесушитель, 2 ногомойки, скамья для раздевания, вешалка для одежды. 5.37. Помещения проживания в ДД-2 рекомендуется проектировать в виде изолированных жилых групп на 7 воспитанников каждая. 5.38. В состав жилой группы ДД-2 входят: - раздевальная, оборудованная шкафом для сушки одежды и обуви, а также шкафом для раздельного хранения верхней одежды и обуви; - спальная на 2 или 3 места для детей дошкольного возраста (см. Приложение, Рис. П.6. и П.8.), в состав оборудования которой следует включать кровати и стулья по числу проживающих. Площадь комнаты определяется из расчета 3 м2 на 1 воспитанника; - 2 спальные комнаты на 2 или 3 места для детей школьного возраста (см. Приложение, Рис. П.7. и П.9.). Спальные комнаты для мальчиков и для девочек следует предусматривать отдельными из расчета 6 м2 на 1 воспитанника. В состав оборудования следует включать: кровати, тумбочки, стулья по количеству проживающих, секционный шкаф для хранения личных вещей и одежды детей с количеством секций по числу проживающих в комнате. В спальной комнате для девочек следует предусматривать комод с зеркалом; - гостиная-столовая (см. Приложение, Рис. П. 10.), в состав оборудования которой следует включать обеденный стол, стулья, три ученических стола для индивидуальных занятий, диван, стеллаж. Данная комната может служить также для приготовления уроков, проведения занятий по групповой психотерапии и т.п.; - комната тихого отдыха (см. Приложение, Рис. П.11.), в состав оборудования которой следует включать: мягкую мебель, журнальный столик, ковер, столик для телевизора и видеомагнитофона, стеллаж для хранения настольных игр и игрушек; - 2 санитарных блока при жилых комнатах для мальчиков и для девочек. Каждый санитарный блок должен состоять из изолированного санитарного узла (оборудование: унитаз, умывальник; в санитарном узле для девочек - биде) и душевой (оборудование: 1 душевая сетка, полотенцесушитель; скамья для раздевания, вешалка для одежды); - комната воспитателя, которую следует располагать рядом со спальной комнатой для дошкольников. В состав оборудования комнаты следует включать диван, стол, кресло, стул; - буфетная с моечной посуды, в состав оборудования которой следует включать шкаф для хранения столовой посуды, 2-гнездовую мойку, стол, шкаф для сушки посуды; - кладовая для хранения вещей воспитанников; - бытовая комната; - комната хранения уборочного инвентаря. В жилых группах в ДД-4 рекомендуется объединять гостиную-столовую с комнатой тихого отдыха, т.к. приготовление уроков в этом случае осуществляется в общеобразовательной группе помещений. Рекомендуемые состав и площади помещений проживания.
Помещения общего образования. 5.39. Состав и площади помещений общего образования определяются заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади приведены в таблице 5.3. Данную группу помещений следует предусматривать в ДД-4. 5.40. Данная группа помещений обеспечивает проведение мероприятий, направленных на: - обучение по образовательным программам в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей и подростков, на уровне, предусмотренном законом «Об образовании»; - психолого-педагогическую помощь в усвоении образовательных программ. 5.41. Наполняемость учебных помещений принимается 10 чел. 5.42. В составе группы помещений общего образования предусмотрены универсальные классные помещения (см. Приложение, Рис. П. 12.) и специализированные кабинеты: физики-химии, иностранного языка, биологии, компьютерный класс (см. Приложение, Рис. П. 13.). Учебные помещения должны отвечать требованиям активного ведения учебного урока с организацией как фронтальных, так групповых и индивидуальных форм обучения с широким привлечением технических средств. Количество универсальных классных помещений определяется в каждом конкретном случае заданием на проектирование в зависимости от общей вместимости учреждения и возрастного состава воспитанников. 5.43. Учебные помещения должны быть оборудованы умывальниками. 5.44. Проектирование санитарных узлов при учебных помещениях осуществляется в соответствии с положениями МГСН 4.06-03. Рекомендуемые состав и площади помещений общего образования.
Помещения социальной и бытовой адаптации. 5.45. Состав и площади помещений социальной и бытовой адаптации определяются заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади приведены в таблице 5.4. 5.46. Данные помещения предназначены для проведения мероприятий, направленных на: - получение бытовых навыков, дающих возможность самообслуживания в последующем; - социально-средовую адаптацию воспитанников; - социально-бытовую адаптацию воспитанников. Для воспитанников ДД-4 данная группа помещений предоставляет дополнительно возможность получения начального профессионального образования. 5.47. Кабинеты, составляющие помещения социальной и бытовой адаптации, как правило, рассчитываются на проведение занятий в группе из 10 чел. 5.48. Основное назначение зала ситуационных игр (см. Приложение, Рис. П.14.) - социально-средовая адаптация воспитанников. В состав его оборудования следует включать стол, за которым проводятся занятия всех присутствующих, закрывающиеся шкафы с пособиями, стол специалиста. 5.49. Кабинет социально-бытовой адаптации (кулинарного творчества)- см. Приложение, Рис. П. 15. - предназначен для развития у воспитанников бытовых навыков самообслуживания. Он представляет собой помещение, включающее зону приготовления пищи (кухня) и зону приема пищи (столовая). В оборудование кухни рекомендуется включать разделочный стол, плиту, холодильник, шкаф сухих продуктов, шкаф кухонной посуды, мойку. В оборудование столовой входят: обеденные столы со стульями, сервант. В ДД-2 не предусматривается данный кабинет, т.к. развитие бытовых навыков осуществляется непосредственно в условиях жилых групп (самостоятельное мытье столовой посуды, накрывание на стол и т.п.). Для социально-бытовой адаптации используются также бытовые комнаты жилых групп. 5.50. В состав помещений следует включать кабинет развивающих игр «лего». В состав оборудования данного кабинета следует включать столы на 1 воспитанника, которые в случае проведения групповых занятий могут быть составлены в один, стеллажи с пособиями, стол специалиста. 5.51. В состав помещений рекомендуется включать кабинет развивающих игр «компьютер» (см. Приложение, Рис. П. 13.), который оборудуется столами на 1 воспитанника с компьютерами, стеллажами, столом преподавателя с компьютером. В ДД-4 данный кабинет не предусматривается, т.к. его функции выполняет компьютерный кабинет в группе помещений общего образования. 5.52. Кабинет ручного труда для дошкольников (см. Приложение, Рис. П. 16.), представляет собой помещение, включающее зону изготовления поделок и зону кукольного театра. В состав оборудования зоны изготовления поделок следует включать круглый стол для всех занимающихся со стульями, стеллажи для хранения материалов, поделок и т.п., умывальник. Зону кукольного театра следует оборудовать ширмой. Основное назначение данного кабинета - развитие у детей моторики на основе уроков ручного труда с формированием обобщенных приемов умственной работы. 5.53. Кабинет творческого труда для детей школьного возраста (см. Приложение, Рис. П. 17.), предназначен для развития бытовых навыков самообслуживания: шитья, починки одежды, глажения и т.п. В состав оборудования кабинета следует включать стол (не менее 3 м длиной), стулья по количеству занимающихся, шкафы для хранения материалов, поделок и т.п., гладильную доску, кронштейны для вывешивания выполняемой продукции, примерочную с зеркалом, стол мастера со стулом, классную доску, умывальник, мусоросборник. 5.54. Многопрофильная мастерская ручного труда технической направленности для детей школьного возраста (см. Приложение, Рис. П. 18), предназначена для развития бытовых навыков самообслуживания. В состав оборудования данного помещения следует включать верстак с тисками, слесарный станок с тисками, рабочие столы, стол для клея и смазочных материалов, металлические шкафы для инструментов и рабочей одежды, стол мастера со стулом, классную доску, умывальник, мусоросборник. Смежно с мастерской следует размещать кладовую, оборудованную стеллажами для хранения материалов и продукции. 5.55. Кабинет творческого труда для детей школьного возраста и многопрофильная мастерская ручного труда для детей школьного возраста в ДД-4 выполняют функции мастерских начальной профессиональной подготовки. Рекомендуемые состав и площади помещений социальной и бытовой адаптации.
Досуговые и Физкультурно-оздоровительные помещения. 5.56. Состав и площади досуговых и физкультурно-оздоровительных помещений определяются заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади приведены в таблице 5.5. 5.57. Эта группа помещений обеспечивает проведение мероприятий, направленных на: - культурное и эстетическое развитие; - проведение массовых мероприятий; - развитие врожденных склонностей воспитанников, формирование их культурных интересов; - физическое развитие. 5.58. В состав досуговых помещений рекомендуется включать актовый зал, рассчитанный на 120% от вместимости учреждения (в расчете на персонал и гостей). Места в зале рекомендуется предусматривать съемными, секционными со складированием по периметру зала. Освобождаемая в этом случае площадь зала может быть использована для проведения игр, танцев, музыкальных занятий для дошкольников и т.п. 5.59. В состав данной группы помещений следует включать универсальные кружковые помещения для формирования культурных интересов воспитанников. Состав, профиль и количество кружковых помещений в каждом конкретном случае определяется заданием на проектирование в зависимости от состава и интересов воспитанников. При организации кружковых помещений следует предусмотреть возможность их перепрофилирования с учетом требований изменяющегося контингента воспитанников. В номенклатуру кружков рекомендуется включать кружки эстетического воспитания: театральный, танцевальный, музыкальный и хорового искусства, которые следует организовывать на базе актового зала. Также рекомендуется предусматривать кружок автодела (теория). Практические занятия по автоделу, как правило, предусматриваются в гараже и мастерских. 5.60. Оптимальное количество кружковых помещений в ДД-3 -не более 2; в ДД-4 - не менее 5, т.к. в данном случае кружковые помещения несут на себе функции дополнительного образования. 5.61. Кружковые помещения, как правило, рассчитываются на проведение занятий в группе из 10 чел. 5.62. Учитывая вероятность наличия в контингенте воспитанников детей с девиантным поведением, планировка кружковых помещений для занятий, проведение которых связано с использованием ценного оборудования, должна обеспечивать выделение двух зон доступности: - зону занятий с руководителем; - зону ограниченной доступности (хранения ценного оборудования, сырья, изделий). 5.63. Расчетная одновременная загрузка спортзала - 10 чел. При зале предусматриваются 2 раздевальные, на 5 чел. каждая. При спортивном зале предусматривается снарядная, смежная с ним. 5.64. Тренажерный зал рассчитан на проведение занятий в группе из 10 чел. При зале проектируется 2 раздевальные, на 5 чел. каждая. 5.65. Для организации досуга детей дошкольного и младшего школьного возраста при обосновании по заданию на проектирование допускается предусматривать игровой зал (см. Приложение, Рис. П.19.), в состав оборудования которого входят: сухой бассейн, ковер с мячами и геометрическими фигурами, горка для скатывания, туннели разной высоты, скамья, большие мячи диаметром не менее 90 см. 5.66. По заданию на проектирование в состав физкультурно-оздоровительных помещений допускается включать бассейн, проектирование которого следует осуществлять в соответствии с положениями справочного пособия «Проектирование бассейнов» к СНиП 2.08.02-89* и СанПиН 2.1.2.1188-03. Рекомендуемый размер ванны бассейна для обучения плаванию и оздоровления 6×10 м, глубина допускается 0,6 м - в мелкой части и 1,25 м - в глубокой. Одновременная загрузка бассейна - 10 чел. 5.67. Между душевой и бассейном предусматривается ножная ванна, глубиной 15 см. Размер ножной ванны 1,8 м по направлению движения от душевой к чаше бассейна и на ширину прохода. 5.68. При бассейне следует проектировать 2 раздевальные на 5 чел. каждая. Площадь раздевальной следует рассчитывать, исходя из нормы 0,72 м2 на 1 дошкольника и 1,2 м2 на 1 воспитанника школьного возраста. В раздевальной для девочек следует предусматривать установку для сушки волос. 5.69. В ДД рекомендуется дополнительно предусматривать помещения для хранения санок, лыж и велосипедов, площади которых определяются заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади досуговых и физкультурно-оздоровительных помещений
Медицинские помещения. 5.70. Состав и площади медицинских помещений определяются заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади приведены в таблице 5.6. 5.71. Данные помещения предназначены для проведения мероприятий, направленных на лечение, оздоровление и профилактику физических и психических заболеваний у воспитанников. 5.72. Медицинские помещения следует проектировать с учетом положений МГСН 4.12-97 и Пособия по проектированию учреждений здравоохранения к СНиП 2.08.02-89*. Все кабинеты, входящие в данную группу (кроме указанных особо), рассчитаны на индивидуальную работу с воспитанниками. 5.73- Группу медицинских помещений следует располагать в непосредственной близости от помещений медицинского изолятора. При обосновании допускается размещение кабинетов логопеда и психолога в группе помещений проживания. 5.74. В ДД для проведения занятий групповой психотерапии рекомендуется использовать комнаты тихого отдыха в группе помещений проживания. 5.75. Кабинет групповых занятий ЛФК (см. Приложение, Рис. П.20.) рассчитан на проведение занятий в группе из 10 чел. Данное помещение рекомендуется использовать также для проведения гимнастических занятий для дошкольников. Рекомендуемые состав и площади медицинских помещений.
Помещения медицинского изолятора. 5.76. Состав и площади помещений медицинского изолятора определяются заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади приведены в таблице 5.7. 5.77. Вместимость изолятора следует предусматривать из расчета 5-10% от числа воспитанников. 5.78. Помещения изолятора следует размещать на первом этаже здания при организации самостоятельного выхода на участок. 5.79. Помещения изолятора соединяются с остальными помещениями ДД через тамбур-шлюз, в котором следует размещать умывальник и вешалку для смены халатов. 5.80. В состав помещений изолятора следует включать изоляционные палаты на 1 и 3 чел. 5.81. Между изоляционными палатами и коридором следует предусматривать глухие (не открывающиеся) окна для наблюдения за детьми. 5.82. Для организации питания детей, находящихся в изоляторе, в состав его помещений следует включать буфетную с моечной посуды. Моечную следует оборудовать тремя моечными ванными и баком для дезинфекции посуды. 5.83.В состав помещений изолятора следует включать санузел и туалетную. Рекомендуемое оборудование санитарного узла: унитаз, умывальник; туалетной: унитаз, умывальник, ванна. Вход в санузел и туалетную следует проектировать из коридора изолятора. Рекомендуемый состав и площади помещений медицинского изолятора.
Помещения питания. 5.84. Питание для воспитанников ДД организуется в одну смену; в ДД-1 - в общей столовой, в ДД-2 - в гостиных жилых групп. 5.85. Площадь обеденного зала в ДД-1 принимается из расчета 1,5 м2 на I посадочное место для школьников и 1,0 м2 на 1 посадочное место для дошкольников (в соответствии с положениями СП 2.4.990-00). При зале предусматривается умывальная из расчета 3 м2 (1 умывальник) на каждые 18-20 мест. В случае организации питания дошкольников в жилых группах вместимость обеденного зала рассчитывается на количество школьников. 5.86. Производственные помещения кухни следует рассчитывать на работу на сырье. Кроме питания детей, помещения кухни должны обеспечивать питание персонала. 5.87. В кухне следует предусматривать раздаточную с удобным доступом к внутренним коммуникационным связям: коридору для доставки пищи в изолятор, лифту для подъема пищи в жилые группы ДД-2. Допускается размещать лифт смежно с раздаточной. 5.88. В производственные помещения кухни должен предусматриваться отдельный вход. 5.89. Для питания персонала предусматривается обеденный зал самообслуживания (или буфет) из расчета 1,0 м2 на 1 посадочное место. Его допускается располагать в составе помещений кухни или в группе административных помещений. Количество мест определяется заданием на проектирование, исходя из количества питающихся в учреждении, продолжительности обеденного времени и количества смен. При зале предусматривается подсобное помещение, площадью 8 м2, предназначенное для раздачи пищи, хранения и мойки посуды. 5.90. Учитывая специфику контингента воспитанников ДД (большое количество детей с хроническими заболеваниями в запущенной форме) в состав производственных помещений кухни следует включать кабинет диетсестры. 5.91. Состав и площади производственных помещений кухни определяются заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади приведены в таблице 5.8. Рекомендуемые состав и площади производственных помещений кухни
Административно-хозяйственные помещения. 5.92. Состав и площади административно-хозяйственных помещений определяются заданием на проектирование. Рекомендуемые состав и площади приведены в таблице 5.9. 5.93. Кладовую чистого белья, кладовую грязного белья, комнату глажения и починки белья и одежды рекомендуется располагать рядом с постирочной. 5.94. Постирочная, дезкамера, кладовые, инвентарные, ремонтные мастерские могут располагаться в подвальном помещении. 5.95. Помещения постирочной, дезкамеры, кладовой сезонной одежды и обуви следует оборудовать принудительной вентиляцией. 5.96. В состав административно-хозяйственных помещений допускается включать помещение парикмахерской на 1 рабочее место. Рекомендуемые состав и площади помещений административно-хозяйственного обслуживания.
ПРИЛОЖЕНИЕПланировочные схемы основных помещений ДД Вариант 1
Вариант 2
Экспликация оборудования Рис. П. 1. Варианты расстановки оборудования в спальных комнатах на 5 мест для детей дошкольного возраста в ДД - 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|